На закате эпохи Возрождения стало очевидным, что свобода часто выступает как демоническая сила, а не как сила, которая ведет к гармонии. “Макбет” - самая мрачная трагедия В. Шекспира, повествующая о событиях, происходивших в Шотландии в XI веке: убийство царя Дункана и воцарение его убийцы Макбета, страшная и роковая роль в этом событии – роль леди Макбет. “Леди Макбет Мценского уезда” (1865) стоит особняком в творчестве Н. С. Лескова. Автор искал в русской жизни противостояние злу, это позволяло надеяться, что в самых тяжелых испытаниях “устоит целая земля”. Поставленные темы и проблемы и у Н. С. Лескова, и у В. Шекспира: двойственность человеческой личности; тема власти; тема денег; тема любви – страсти; тема преступления и наказания. История любви в сюжете произведения становится историей уголовных преступлений. “Макбет” - трагедия названа так по имени главного героя, но ведущую роль в трагедии играет леди Макбет, она безжалостна, решительна, жестока. У Лескова трагедия местного масштаба, в глухой русской провинции, но накал страстей, драматизм не ниже, чем в драме В. Шекспира. Назначение женщины – нести свет, тепло, жизнь. И В. Шекспир, и Н. С. Лесков подчеркивают противоестественность происходящего. Разные чувства мы можем выявить: жалость, сострадание. Леди Макбет - решительна, злодейка, но позже мучается от содеянного, мечется, сходит с ума, умирает. Катерина - спокойна, вся слита с бытом, любовь приходит к ней от скуки, жестока к мужу, свекру, своему и чужому ребенку, умеет добиться своего. Привлекает в Катерине Измайловой преданность, она готова за Сергея “в огонь, в воду, в темницу, на крест”, героиня свободолюбивая; ничего не боится, жизнерадостная, непосредственная, озорная, физически сильная. Но многие качества со знаком “+” переходят в свою противоположность. Героиня жестокая, хищная, в ней побеждают темные, демонические силы, скуден ее внутренний мир, преобладает в Катерине плотское начало, поражает ее неверие в Бога, наглость. Кульминационный момент обоих произведений – это убийство. Для характеристики леди Макбет важна сцена в начале драмы – ее союз с нечистой силой. Кульминационный момент у Лескова – убийство мальчика-страстотерпца Феди Лямина. Один из важных моментов композиции – развязка. У В. Шекспира мы отмечаем внесценическую гибель героини. В очерке Н. С. Лескова две 2 развязки: 1) разоблачение, суд, наказание героев; 2) трагическая развязка истории любви Катерины Измайловой. Два суда над героиней – земной и Божеской. Уголовный суд Катерина переносит равнодушно, после ареста она впадает в апатию, разрушающая сила направлена внутрь, в ней погибло даже материнское начало, героиня отказывается от ребенка. Внутренняя катастрофа происходит по пути на этап (измена Сергея, надругательство над любовью, история с Сонеткой) . Последние сцены трагичны. Катерина вызывает у нас уже не ужас, а жалость. Теперь она сама жертва. Но проблески нравственного сознания проявляются (видение в волнах Волги) . Страшно то торжество, с которым она бросается с Сонеткой в воду, как “сильная щука на мягкоперую плотвицу”. Зло порождает зло. Женщина и убийство, женщина и злодейство несовместимы. Это нравственный закон на все века.