В сегодняшнем исследовании мы обратим внимание на две исторические фигуры, сыгравшие важную роль в реформационных процессах в Германии: Мартина Лютера и Томаса Мюнцера. Один из них представлял магистральное реформационное направление, второй — радикальное. Некоторое время они выполняли совместную работу, а потом их взгляды на перспективу общественного развития резко разошлись. Оба чувствовали, что протест против официальной церкви приведет не просто к локальным изменениям, это обернется крахом всего строя, в котором Европа жила до этого времени. Лютер видел свое призвание в изменении духовного климата в обществе, в обращении мыслей людей к библейской вере, свободной от старых форм и предубеждений. Мюнцер выступал скорее практиком, «пророком новой эпохи», и поэтому библейская традиция в его взглядах трансформировалась в призывы к активной перестройке классового устройства. Лютер и Мюнцер задали для общества своего времени дихотомию между реформацией и революцией. Для нашего поколения, что также стоит перед духовным самоопределением, это прекрасная возможность усвоить урок из прошлого
программы общественных преобразований Мартина Лютера и Томаса Мюнцера были внедрены в жизнь в течение первых лет европейской Реформации. Какая же из них оказалась более жизнеспособной, задала более длительный вектор развития? Которая была ближе к духу Священного Писания? Очевидно, что программа Лютера была более длительной, но реальной именно для тех условий, в которых находилось европейское общество. Программа Мюнцера содержала много положительных компонентов (внимание к низшим слоям населения, борьба за равенство прав), но с самого начала стала проигрышной по следующим причинам:
Слабая продуманность механизма реализации «идеального общества»;
Разновекторность и неорганизованность движущих сил;
Завязка революции на харизматическом лидере (при ликвидации лидера последователи теряют энтузиазм и четкое видение цели).
Возможно, и Лютер допустил много ошибок в полемическом запале. Но его удержал на магистральном пути провозглашенный им принцип «Sola Scriptura».