О древнейшем периоде эллинского зодчества — эпохе архаики, охватывающей VII — VI вв. до н. э. , мы можем судить почти исключительно по постройкам культового назначения, так как от этого времени до нас дошли, главным образом, храмы и сокровищницы. Древнейший эллинский архитектурный ордер — дорийский; характерные особенности его настолько детально описаны у Шуази, что нам совершенно нет необходимости на них останавливаться. Колонны целлы и описфодома лежали на одной линии со средними колоннами обоих фасадов храма. Это обстоятельство еще более подчеркивало продольное членение внутреннего пространства храма Аполлона, резко отличая его в этом отношении от Герайона в Олимпии. В храме Геры внутреннее пространство гораздо более изолировано, и вместе с тем оно представляется нам нерасчлененным, ибо небольшие выступы стен в первоначальном плане храма почти не разбивали единства однонефной целлы. Если для храмового зодчества VII в. , судя по доступным нам материалам, характерным является сильно вытянутый в плане периптер, сооруженный из сырца и дерева, то аналогичное место в VI в. занимает дорийский периптер, выстроенный из мягких пород камня. Эти постройки обычно покрывались штукатуркой, что, нужно думать, находилось в связи с дефектами, нередко встречающимися в мягком камне (например в раковистом известняке); вместе с тем широко применялась полихромия, снаружи сосредоточивавшаяся, главным образом, на верхних частях здания (метопы, триглифы, карниз, сима), а также покрывавшая скульптурные украшения. К началу VI в. относится храм Аполлона в Коринфе. Он представлял собой вытянутый периптер, имевший в длину 51 м, а в ширину 19 м. Вдоль узких сторон храма было по шести, а вдоль длинных — по пятнадцати колонн. В восточной части храма находилась большая трехнефная целла, в западной — небольшой описфодом, внутреннее пространство которого ничем не было расчленено; оба помещения были снабжены открытыми портиками. Семь колонн Коринфского храма стоят до сего времени, а на пяти из них сохранилось перекрытие архитрава. Последний из подлежащих нашему рассмотрению архаических храмов Запада — сооруженный во второй половине VI в. (после 540 г. ) гексастильный храм в Посейдонии, обычно называемый храмом Цереры. Размеры его невелики: длина 31,5 м, ширина 13 м. В этом храме — каноническое отношение между числом колонн на фасадных и длинных сторонах (6 и 13). В скульптуре эпохи архаики аргосский мастер Полимед создает статуи атлетов, ставя себе основной художественной задачей соотношение несомых и несущих частей в человеческой фигуре, т. е. ту же проблему тектоники, о которой мы уже говорили.
Другой дорийский мастер, работавший в V в. , Поликлет из Аргоса, стремится к разрешению проблемы канона, т. е. построения человеческого тела на основе определенных числовых отношений. В этих рельефах изумительно передано движение полных жизни нервно-напряженных фигур. В связи с этими памятниками напомним об эолийской лирике Алкея и Сапфо, нервно-напряженная поэзия которых насыщена эмоциями и постоянно обращается к изображению жизни природы.