В поэме Блока «Двенадцать» революционная Россия предстаёт двуплановой (старый и новый мир), в ней конкретно исторические черты получают более широкое, символическое значение. В экспозиции поэмы пространство конкретизируется: от вселенских масштабов оно сужается до пределов одного города.
В первой главе поэмы мы видим изображение старого мира. Образами старого мира стали «старушка-курица», «писатель-вития», «барыня в каракуле», «буржуй на перекрёстке», «товарищ поп». Время этих людей прошло, Александр Блок описывает их сатирическими нотками, это пошлые пережитки старого мира.
А вот новый мир представлен двенадцатью красногвардейцами, они и являются главными героями, вершителями революции. Даже имена революционеров имеют религиозную подоплеку: Петруха - апостол Пётр, Андрюха - апостол Андрей. Новый мир представлен городской беднотой, бывшими каторжниками. Их девиз по жизни: свобода, свобода, Эх, эх без креста! Революционеры, показанные в поэме, безбожники, в них много следов той жизни, которую они прожили, следов жизни, в которой, чтобы выжить, нужно было стать такими людьми.
ИМХО