Проанализируйте рассказ В. Берестова «Мастер Птица». С какой цельювключается в повествование предание о мастере? В чем его смысл? Как связаны врассказе история и современность?Валентин БерестовМастер ПтицаМы ехали из пустыни в город Куня-Ургенч. Кругом лежали пески. Вдруг яувидел впереди не то маяк, не то фабричную трубу. — Что это? — спросил я у шофёра-туркмена. — Старинная башня в Куня-Ургенче, — ответил шофёр. Я, конечно, обрадовался. Значит, скоро мы выберемся из горячих песков,очутимся в тени деревьев, услышим, как журчит вода в арыках. Не тут-то было Ехали мы, ехали, но башня не только не приближалась, а,наоборот, как будто отодвигалась всё дальше и дальше в пески. Уж очень онавысокая. И шофёр рассказал мне такую историю. В далёкие времена Куня-Ургенч был столицей Хорезма — богатой, цветущейстраны. Со всех сторон Хорезм окружали пески. Из песков налетали на странукочевники, грабили её, и не было никакой возможности уследить, когда и откудаони появятся. И вот один мастер предложил хорезмскому царю построить высокую башню. Такую высокую, чтобы с неё было видно во все концы. Тогда ни один враг непрокрадётся незамеченным. Царь собрал своих мудрецов и попросил у них совета. Мудрецы подумали ирешили так:«Если с башни будет видно во все концы, значит, и сама башня тоже будетвидна отовсюду. И врагам станет легче до нас добраться. Башня укажет им путь. Поэтому совершенно ясно, что мастер — государственный изменник. Ему нужноотрубить голову. А строительство башни воспретить». Царь не послушал мудрецов. Он приказал построить башню. И тут произошла неожиданная вещь: башню ещё не закончили, а вражескиенабеги прекратились. В чём же дело?Оказывается, мудрецы рассудили правильно: башня была видна отовсюду. Ивраги, увидев её, думали, что до Хорезма совсем близко. Они бросали в пескахмедлительных верблюдов, которые везли воду и пищу, на быстрых конях мчалиськ манящей башне и все до одного погибали в пустыне от жажды и голода. Наконец один хан, предводитель кочевников, погубив лучшее своё войско,разгадал секрет хорезмийцев. Он решил отомстить. Не зажигая ночных костров, прячась днём во впадинах между песчанымигрядами, хан незаметно привёл свою орду к самому подножию башни. Старый мастер ещё работал на её вершине, укладывая кирпич за кирпичом. — Слезай, пёс — крикнул ему разгневанный хан. — Я отрублю твоюпустую голову — Моя голова не пуста, она полна знаний, — спокойно ответил мастер. —Пришли-ка мне сюда наверх побольше бумаги, клея и тростника. Я сделаю изтростника перья, склею из бумаги длинный свиток и запишу на нём всё, что знаю. Тогда моя голова и в самом деле станет пустой, и ты, отрубив её, ничего непотеряешь: у тебя останутся мои знания. Хан согласился. Мастер спустил с вершины башни верёвку, к ней привязалипакет с бумагой, клеем и тростником. Старый мастер склеил из бумаги итростника большие крылья и улетел. Тогда хан сказал своему летописцу:— Запиши в историю всё, что произошло, чтобы наши внуки знали, на какоймерзкий обман, на какую низкую ложь, на какое гнусное вероломство способныэти хорезмийцы. — А летописец ответил:— Конечно, мастер обманул тебя. Он сделал не свиток, а крылья и полетел наних. Но это уже не простой обман, а высокий разум. И наши внуки будутвосхищаться человеком, который научился летать. — Ничего не записывай в историю — разозлился хан. — Пусть никто незнает, как нас одурачили. Прошли века. Люди забыли, как звали грозного хана, как звали царя и еготрусливых мудрецов. Но каждому мальчишке в Куня-Ургенче известно, кто былмастер и что он совершил, словно это случилось совсем недавно. Звали его Уста Куш, что в переводе означает Мастер Птица.