эпитет – образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение (лимонный свет);
метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку (цвет, объем, форма и т. д) (бездна горя);
олицетворение – разновидность метафоры, основанная на переносе свойств человека на неодушевленные предметы (пела гитара);
сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак (слова жгут, как пламя);
метонимия – перенос свойств одного предмета на другой на основе смежности двух понятий (читал Пушкина);
синекдоха – приемы, основанные на переносе значения по количественному признаку или на переносе названия целого названием его части и наоборот (И слышно было до рассвета, как ликовал француз);
гипербола – художественные преувеличения свойств предметов (напугался до смерти);
гротеск – причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического (по проспекту гуляет нос);
литота – приуменьшение свойств предмета (мальчик с пальчик);
перифраз – оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания (царь зверей);
аллегория – иносказания (шел, как медведь);
ирония – тонкая насмешка, употребление слова в противоположном смысле ("Отколе, умная, бредешь ты, голова?")
аллюзия – намек на определенный факт или обстоятельство, которое часто понятно не многим («Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен» В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова);
реминисценция – воспроизведение в тексте знакомой конструкции или фразы из другого произведения («Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» В стихотворении И. А. Бродский отсылает читателя к стихотворению А. С. Пушкина)