ВыручайтеХудожественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчленненом отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в "живые лица" и воспринимается в виде зримых событий. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, кᴏᴛᴏᴩые невозможно выразить и понять никакими другими способами. По϶ᴛᴏму чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. . . Другой отличительный момент художественного познания — требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью как его субъекта, так и объекта. В ϶ᴛᴏм корни противоположности художественного метода научному. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. Художественное произведение имеет дело с условностью: мир искусства — всегда результат отбора. Художественный вымысел, однако, допустим исключительно в отношении единичной формы выражения общего, но не самого общего: художественная правда не допускает никакого произвола, субъективизма. Попытка выразить общее вне органического единства с особенным (типичным) и единичным приводит к схематизации и социологизации действительности, а не к созданию художественного произведения. Если же художник в ϲʙоем творчестве ϲʙодит все к единичному, слепо следует за наблюдаемыми явлениями, то результатом будет не художественное произведение, а ϲʙоего рода «фотография»; в этом случае мы говорим об имитаторстве и натурализме. В науке главное — устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают ϲʙой метод в природе ϲʙоего специфического содержания. Научное знание держится на общем, на анализе, сличении и сопоставлении. Стоит заметить, что оно «работает» с множественными, серийными объектами и не знает, как подойти к объекту подлинно уникальному. В этом слабость научного подхода. Поэтому при всех успехах научного знания в открывающихся в нем глубинах никогда не может быть снят вопрос о его конечной адекватности той единственной Вселенной, которая вечно пребывает перед нами. А. Спиркин1. Назовите три любые специфические черты художественного познания, о которых говорится в тексте. 2. Чем научное познание отличается от художественного? Приведите любые три отличия, опираясь на текст. 3. Привлекая знания обществоведческого курса, назовите любые три особенности научного познания, не упомянутые в тексте. Приведите пример, конкретизирующий любую их них. 4. В чем автор видит слабость науки? Приведите три аргумента, опровергающих его точку зрения.