Задания1. Определите стиль текста. Докажите свое мнение. 2. Найдите фразеологизм в тексте, объясните его значение. 3. Составьте схемы сложных предложений первого абзаца. 4. Найдите вводные слова, выпишите их, укажите значения, подберите к ним вводные слова с тем же значением. 5. Выпишите сложные слова и укажите способ образования. 6. Выпишите по два примера согласованных и несогласованных определений с определяемыми словами. Произведите разбор этих словосочетаний. 7. Проиллюстрируйте данные правила примерами из текста. – Различается написание не с отглагольными прилагательными на мый и с причастиями на мый: при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые – раздельно. К прилагательным на мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов или от глаголов совершенного вида. На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, то есть они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов, а также в краткой форме. – Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже. – Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение или дальнейшую часть того же предложения. Текст для самоконтроляУНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВС точки зрения зооморфологии существенных различий между возможностями человеческой руки и лапой обезьяны нет. Человек берет мелкий предмет кончиками большого и указательного пальцев, и шимпанзе делает точно так же, но чуть более неуклюже, – вот и вся разница. Однако если перечислить все, что может человеческая рука помимо хватания, станет ясно, наКак узнать сколько далеко мы ушли от своих лазающих по деревьям предков. Красноречивее всего об этом свидетельствует язык, на котором разговаривают глухонемые, – язык жестов. В этом языке руки полностью берут на себя функции звучащей речи. Но и просто разговаривая друг с другом, мы все равно помогаем себе руками. Жест, как правило, сопутствует словесному объяснению. Попробуйте, например, объяснить ребенку, что такое винтовая лестница, и вы увидите, как ваша рука начнет энергично рисовать в воздухе петли серпантина. Речь и жестикуляция прочно связаны в нашем мозгу. Люди, которым во время эксперимента запрещалось сопровождать беседу движением рук, говорили гораздо менее отчетливо, вяло, с трудом формулировали мысль и путали отдельные понятия. Активная жестикуляция – незаменимый помощник речи, когда оратору приходится выступать на почтительном расстоянии от публики. Поэтому актеры на сцене жестикулируют гораздо активнее, чем в кино. Адольф Гитлер брал в двадцатые годы уроки у актера Базиля, игравшего в придворном театре героические роли. Вероятно, у него будущий фюрер научился простирать руки к слушателям и привлекать их скорее жестами, чем аргументами. Жесты выдают человека, когда он лжет. Зрители, которым было дано задание выражать восторги по поводу заведомо беспомощного фильма, разоблачали себя скудостью и невыразительностью жестикуляции. По некоторым независимым от слов движениям, вроде постукивания пальцами по столу, мы можем судить о внутреннем состоянии собеседника, угадываем исходящую от него доброжелательность или угрозу. Другие движения, например, почесывание затылка, свидетельствуют о нехватке слов или смущении говорящего. Может быть, в этом жесте заложена также подсознательная попытка стимулировать мозг. Этими вопросами занимается психология жестов. Она, однако, совершенно бессильна перед загадкой того, как именно мозг контролирует движения рук и включает их в контекст поведения и речи. Получается, что мы приблизительно представляем себе связь моторики с абстрактным мышлением и осязанием, но как и благодаря чему действует эта связь, остается для нас тайной за семью печатями.